Основная образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
I.1. Пояснительная записка
Основная
образовательная программа среднего общего образования МКОУ «Краснооктябрьская средняя школа имени В.Н.Фомина» разработана на
основе следующих нормативных документов:
-
Конституции РФ;
-
Федерального
закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утверждѐнного приказом Минобразования
России от 6 октября 2009 г. № 413;
-
Конвенции
о правах ребенка;
-
СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
-
Устава
МКОУ «Краснооктябрьская средняя школа имени В.Н.Фомина»
-
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
(одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
-
Федеральная целевая программа
развития образования;
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
Примерной основной образовательной программа
образовательного учреждения (средняя школа);
Программа соответствует основным характеристикам современного
образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно
ориентированный характер.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего
образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего
образования «Краснооктябрьская средняя школа имени В.Н.Фомина» являются:
–
становление
и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание
собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к
самоопределению;
–
достижение
выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста,
индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение
поставленных целей при разработке и
реализации образовательной организацией основной образовательной программы
среднего общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
–
формирование
российской гражданской идентичности обучающихся;
–
сохранение
и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка,
овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
–
обеспечение
равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
–
обеспечение
достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
–
обеспечение
реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в
объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение
обязательных учебных предметов, входящих в учебный план, а также внеурочную
деятельность;
–
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации
посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и
гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через
реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную
программу;
–
обеспечение
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
–
формирование
основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
- создание условий для
развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного
и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Принципы и подходы к
формированию основной образовательной программы среднего общего образования
Методологической
основой ФГОС СОО МКОУ «Краснооктябрьская средняя школа имени В.Н.Фомина» является
системно-деятельностный подход, который предполагает:
–
формирование
готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
–
проектирование
и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
–
активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
–
построение
образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная
образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного
подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся
рассматривается как совокупность
следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования
на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого
содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы
образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы
как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности
начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание,
так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная
образовательная программа СОО МКОУ «Краснооктябрьская средняя школа имени В.Н.Фомина» ориентируется
на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на
создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности.
Осуществление
принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать
оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная
образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических
особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
–
с
формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы
обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других
людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
–
с
переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с
овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и
операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности,
реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее
место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с
дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными;
–
с
освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам,
к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических
проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
–
с
формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами;
–
с
самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к
самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и
стремлении к тем или иным ролям;
усилением потребности влиять на других людей.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных
особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для
продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной
организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной
социализации.
Общая
характеристика основной образовательной программы
Основная
образовательная программа среднего общего образования МКОУ «Краснооктябрьская средняя школа имени В.Н.Фомина» разработана
на основе ФГОС СОО, Конституции
Российской Федерации[1], Конвенции
ООН о правах ребенка[2], учитывает региональные, национальные и
этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает
достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через
урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Основная образовательная программа содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные
предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные; внеурочная деятельность.
Организация образовательной
деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов
всех предметных областей основной образовательной программы среднего
общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное
обучение) основной образовательной программы среднего общего
образования
Общие подходы к
организации внеурочной деятельности
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь
ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, юношеских
общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения
школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся;
организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве школы;
систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает
возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении
нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность
содержания внеурочной деятельности определяется универсальным профилем обучения.
[1]
Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30,
ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119;
2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445).
[2] Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября
1989 г. (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).