Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
1.1.
Пояснительная
записка
Основная
образовательная программа – нормативно-управленческий
документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания
организации, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в школе.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
на ступени начального общего образования и направлена на: формирование общей культуры обучающихся, на
их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие; создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель
реализации основной
образовательной программы начального общего образования-
Достижение поставленной цели при
разработке и реализации
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной
общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
К числу
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены: -
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты —
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенные
обучающимися в ходе изучения учебных предметов, опыт, специфической для каждой
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию
и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ
отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы
формирования универсальных учебных .действий.
При реализации основной
образовательной программы начального общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья;
становление
и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе
детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектноисследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды;
использование
в образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Одной из основных
целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в
УМК «Перспективная начальная школа», «Школа России» является оптимальное
развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его
индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в
условиях социально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный
участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли
обучающего, то в роли организатора учебной ситуации
На ступени
начального общего образования средствами УМК «Перспективная начальная школа»,
«Школа России» МКОУ « Краснооктябрьская СШ имени В.Н.Фомина» осуществляется
решение следующих задач: развитие
личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических
чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим,
интереса к учению; формирование желания
и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях
решения учебных и жизненных задач
В основе реализации основной образовательной
программы лежит системнодеятельностный подход
Для МКОУ «
Краснооктябрьская СШ имени В.Н.Фомина» п.Красный Октябрь Палласовского района
Волгоградской области на ступени начального общего образования приоритетной
является задача развития самостоятельности и творческих способностей учащихся
посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей уровня начального
общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности
ребенка – с переходом к учебной деятельности (при
сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся
социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении,
познании, социальном признании и самовыражении;
с
принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции
школьника, определяющей новый образ школьной жизни
и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает
черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано
с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением
основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются
также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные
психологические новообразования, формируемые
на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие
целенаправленной и мотивированной активности
обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой
выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных
мотивов и личностного смысла учения.
При
определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в
темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии,
внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными,
психологическими и физиологическими
индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность
формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств
личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью
построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения,
учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
1.2.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования
Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования (далее –
планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации
требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу. Они представляют собой систему, допускающую
дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление
всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
–
обеспечивают
связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и системой
оценки результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом
ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и
требований, предъявляемых системой оценки;
–
являются
содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования.
В соответствии с
системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу
требований ФГОС НОО, содержание планируемых результатов описывает и
характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие
обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе
как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и
задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Принципы (требования) и подходы к формированию
Основной образовательной программы заложены в Стандарте и направлены на
обеспечение:
равных возможностей получения качественного
начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего
образования, становление их гражданской идентичности как основы развития
гражданского общества;
преемственности
основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования;
сохранения и
развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности
получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными
ценностями и культурой многонационального народа России;
единства
образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов
образовательных учреждений;
демократизации образования и всей
образовательной деятельности, в том числе через развитие форм
государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации
права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов
оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм
образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной
среды образовательного учреждения;
формирования
критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования, деятельности педагогических
работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в
целом;
условий для эффективной реализации и освоения
обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для
индивидуального развития всех обучающихся, в 6 особенности тех, кто в
наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья.
УМК «Перспективная начальная школа» направлен
на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего
образования всеми обучающимися с учётом разновозрастного зачисления детей в
первый класс (с 6,5, 7, 8 лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети,
посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности
детей(городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества,
что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня
владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не
единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы);
особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов
(полные и малокомплектные); разновозрастные и разноуровневые и др.
Основные
принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения
«Перспективная начальная школа»:
1. Принцип непрерывного общего развития
каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает
ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное,
физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.
2. Принцип целостности образа мира связан с
отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД,
которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить
осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью
формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное
чтение, окружающий мир, математика, технология; информатика, музыка), а также
формирования универсальных УУД.
3. Принцип
практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных
действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения
учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с
разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и
продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей,
научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников
информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных
группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной
деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без
контроля, а как работа по само- образованию).
4. Принцип учёта
индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего,
использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного
содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для
вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ,
адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить
основной (базовый) программный, материал, но в разные периоды обучения и с
разной мерой по- мощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные
учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).
5. Принцип
прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное
наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего
(от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной
или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является
разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это
требование предполагает прежде всего продуманную систему повторения
(неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к
принципиально новой структуре учебников 7 УМК и подачи материала: каждое
последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том
случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент
для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности
выполняемых УУД.
6. Принцип охраны
и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на
необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению
режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в
оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика,
динамические паузы, экскурсии на природу.
Общая
характеристика Основной образовательной программы Образовательная программа,
разработанная МКОУ «Краснооктябрьская СШ
имени В.Н.Фомина» п. Красный Октябрь Палласовского района Волгоградской
области, предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения
Основной образовательной программы всеми
обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными
потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания;
выявление и
развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, через систему
секций, и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной
деятельности; участие обучающихся, их
родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций,
единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по
воспитанию и обучению учащихся;
использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
возможность эффективной самостоятельной
работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и
внеурочной деятельности;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе
краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Состав участников
образовательного процесса МКОУ «Краснооктябрьская СШ имени В.Н.Фомина» п.
Красный Октябрь Палласовского района Волгоградской области В соответствии со
Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками
образовательного процесса являются:
- обучающиеся;
- педагогические
работники общеобразовательного учреждения;
- родители (законные представители)
обучающихся.
Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный
возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного
образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране
он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой
этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры
к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный
переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на
протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её
разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем
более что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного
обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется
система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и
реализовать учебные цели.
В процессе их реализации ребёнок учится
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их
результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению.
В отличие от дошкольника, младший школьник
обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но
более уравновешен, чем дошкольник.
Он уже может в
достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в
которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт
коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и
деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего
школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для
младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются
прежде всего взрослые.
Особое место в
жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка
- образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и
принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка
ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями
младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и
способность к самоорганизации собственной деятельности.
Полноценным итогом начального обучения
являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью,
системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение
учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в
работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных
действиях каждого ученика.
Виды
деятельности младшего школьника:
совместно-распределённая
учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);
игровая деятельность (высшие виды игры –
игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами);
творческая
деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое
проектирование и др.);
трудовая деятельность (самообслуживание,
участие в общественно-полезном труде, в
социально значимых трудовых акциях);
спортивная деятельность (освоение основ
физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в
спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах
деятельности:
сделать первые шаги в овладении основами
понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа,
планирования и рефлексии);
научиться самостоятельно конкретизировать
поставленные учителем цели и искать средства их решения;
научиться контролировать и оценивать свою
учебную работу и продвижение в разных
видах деятельности; овладеть
коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
полностью овладеть высшими видами игры
(игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.)
Научиться удерживать свой замысел,
согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться
удерживать правило и следовать ему;
научиться создавать собственные творческие
замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте.
Овладевать
средствами и способами воплощения собственных замыслов;
приобрести навыки самообслуживания, овладеть
простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных
практиках;
приобрести опыт
взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы,
научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
Основная
образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени
общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка,
связанный с:
изменением при поступлении в школу ведущей
деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности, имеющей общественный
характер и являющейся социальной по содержанию;
освоением новой
социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим
миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
принятием и
освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника,
определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность,
осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками
в учебном процессе;
изменением при этом самооценки ребёнка,
которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
моральным развитием, которое существенным
образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
общением и межличностными отношениями дружбы, с такими именно действиями – познавательными, личностными,
регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того
или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности.
В системе планируемых результатов особо
выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий
основой для последующего обучения.
Структура планируемых результатов
строится
с учетом необходимости:
–
определения
динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня
развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребенка;
–
определения
возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем
зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему
опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для
данного предмета;
–
выделения
основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности
систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре
планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной,
междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Ведущие целевые установки и
основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в
структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле
изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.
Планируемые результаты представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем
планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок
результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие
личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели
образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок,
развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей
обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих
предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации,
а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.
Планируемые предметные
результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу учебной программы. Они
ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается
от выпускников.
Первый блок «Выпускник научится». Критериями отбора
результатов в данный блок служат: их значимость для решения основных задач
образования на данного уровня, необходимость для последующего обучения, а также
потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум,
на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными
словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий,
которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной
и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы
учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых
результатов этого блока выносится на
итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной
программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по
итогам ее освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного
материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся,
ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий,
соответствующих зоне ближайшего развития, – с помощью заданий повышенного
уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит
единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности
перехода на следующий уровень обучения.
Второй блок «Выпускник получит возможность научиться. Планируемые результаты
данного блока к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются
курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой
группы, могут продемонстрировать обучающиеся, имеющие более высокий уровень
мотивации и способностей. В повседневной практике обучения этих результатов
могут достичь не все без исключения
обучающиеся как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся,
так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его
пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения в этом случае ведется преимущественно в ходе
процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной
информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы
планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Включение данной группы
результатов предоставляет возможность обучающимся продемонстрировать овладение
более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику
роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью
которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не
является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде
случаев учет достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести
в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты
фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме
портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления
планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации
образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение
планируемых результатов, от учителя требуется использование таких
педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к
подготовке обучающихся.
На уровне начального общего
образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
–
междисциплинарной
программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов
«Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;
–
программ по всем учебным предметам.